Сообщение добавлено 30.7.2004, 21:31
Вообще-то болты крепления головки (те большие, которых десять штук) по хорошему считаются одноразовыми, так как затягивать их нужно по методе в четыре этапа для обеспечени выхода этих самых болтов на так называемую "площадку" текучести. Тот кто обучался в техническом вузе и изучал такую дисциплину как сопромат должен знать, что термином "площадка текучести" обозначается участок графической кривой, которая называется диаграммой растяжения и которая отображает зависимость между силой действующей на образец (в нашем случае болт) и его удлинением, при котором (т.е. участке граф. кривой) происходит "течка" гы-гы стального стержня при его растяжении на специальном испытательном стенде. Т.е. болт начинает "течь" или если выражаться по иному - вытягиваться. Чтобы обеспечить качественную сборку двигателя необходимо, чтобы болт крепления головки цилиндров непременно "потек" - все автмобильные ДВС собираются аналогичным способом.
Вот метода для классики (для болтов 21213-1003271):
а) Для блочных гайковертов в который вмонтированы одиннадцать электрогайковертов управляемых электронникой. У нас в цехах сборки именно такие гайковерты и висят
1 Этап. Затянуть все болты моментом (12 - 20) Н·м; (1,2 - 2,0) кгс·м. (в том числе и маленький одиннадцатый болт 1/60441/30 который устанавливается с шаебочкой 1/11980/73.
2 Этап. Затянуть болты 21213-1003271 моментом (50-70) Н·м; (5-7) кгс·м,
а болт 1/60441/30 моментом 25,5 (21,6 - 26,7) Н·м; 2,6 (2,2-2,7) кгс·м.
3 Этап. Одновременно повернуть болты 21213-1003271 на (90 - 110) градусов.
4 Этап. Одновременно повернуть болты 21213-1003271 на (90 - 110) градусов.
б) для тех кто хе-хе не имеет подвесного блочного гайковерта в своем гараже и соответсвенно не может затягивать болты по указанным выше четырем этапам одновременно.
Метода сохраняется, но поскольку вручную ты одновременно все болты заворачивать не сможешь, то выполнять все ее этапы надо по схеме. Нарисовать ее я естественно не могу, но она есть во вмногих руководствах по ремонту и в и-нете наверняка ее тоже можно найти. Смысл у нее следующий: ты обязательно должен соблюсти последовательность затяжки болтов указанных в схеме, а не по принципу "следующим я хочу завернуть вот этот болт" если не хочешь получить всяких там течей или декомпресий.
Для переднеприводных движков я методы не знаю, но думаю найти ее не проблема.
P.S.
Как итог сказанного:
1. Неохота конечно при ремонте тратиться еще и на новые болты, но если не хочется чтобы старый "потекший" болт оторвало в резьбе или сорвало на нем резьбу - лучше прикупить новеньких, меньше рискуешь.
2. Прочитавшим эту тему и это мое сообщение просьба не перепутывать величину затяжки выраженную в Ньютонах на метр с величиной выраженной в килограммосилах на метр.