Особенности управления полноприводным авто на ледовом треке

Автор темы DEN102, 25.12.2012, 12:51

  • Авторизуйтесь для ответа в теме

#1 DEN102

DEN102

    Мастер

  • Пользователи-2
  • ****
  • 1 558 cообщений
  •   6  
  • Offline
  • Карточка
  • ЛС

Сообщение добавлено 25.12.2012, 12:51

В воскресенье на калдосе выезжал на пруд тренироваться, покрытие - лед, конфиг - с наружи овал, внутри нарезка из крутых поворотов, но не суть. Очень интересно узнать как правильно управлять полнокопытным авто.
Я по началу вообще офигивал от поведения авто, потом немного пообвык стало немного получаться. Может есть у кого опыт в этом деле?
Пока для себя сделал основной вывод - в повороте всегда ехать под газом, не отпуская и строго дозируя.
Основные проблемы - трудно заправить авто в поворот, либо слишком медленно, либо снос всех колес. Как управлять им - как заднеприводным (руль в сторону заноса) или как на пп (руль в сторону поворота), я пока еду по привычке по заднеприводному. Но чует сердце что надо ехать как на пп.

С 5-го января начинается сезон, не хочется ударить лицом в грязь(лед) smile.gif

Сообщение отредактировал DEN102 - 25.12.2012, 13:09





#2 pSixxx73

pSixxx73

    Ветеран

  • Пользователи-2
  • *****
  • 1 707 cообщений
  •   8  
  • Offline
  • Карточка
  • ЛС

Сообщение добавлено 25.12.2012, 17:28

Кстати,тоже интересует данный момент,каковы особенности вождения. Может кто литературу посоветует по данному вопросу?





#3 Agassy

Agassy

    Мастер

  • Модераторы
  • ****
  • 1 525 cообщений
  •   35  
  • Offline
  • Карточка
  • ЛС

Сообщение добавлено 25.12.2012, 17:46

Читал только у Эрнеста Цыганкова, на многие упраженения были даны, рекомендации по выполнению, для АКПП и полного привода...
вроде как "120 приемов контраварийного вождения"..есть в библиотеке на сайте..
а так в инете, вот на вскидку нашлось...

Раскрывающийся текст

Oсобенности управления полного привода
| Цыганков Эрнест Сергеевич
Полноприводный автомобиль наиболее сложен в управлении, т.к. в его конструкции заложены элементы переднего и заднего привода. Притом эти особенности не всегда дополняют друг друга, как в условиях прямолинейного разгона и торможения, а чаще всего при экстренных маневрах разнонаправленной тягой создают трудности в оценке и прогнозе поведения автомобиля.

Притом термин «полный привод» слишком обобщенная модель многочисленных технологий и устройств, характерных для изделий разных производителей, которые различаются развесовкой и распределением тяги по осям, положением центра масс, конструкцией дифференциалов, механической и автоматической КПП, постоянным или подключаемым приводом, блокированием дифференциала, наличием дополнительных активных систем: АВS (антиблокировочная система), ПБС (противобуксовочная система), АВС (активная подвеска), АSR (электронная система регулировки пробуксовывания), ВАS (система усиливающая торможение), ДSС и ЕSР (электронная система стабилизации), Niptronic (устройство для ручного переключения передач на АКПП) и др.


Чтобы исключить многообразие дополнительных рекомендаций отражающих особенности перечисленных устройств, в представленной методике выбран наиболее предсказуемый тип 4х4 с механической КПП и постоянно включенным полным приводом.


Подготовительные упражнения №№ 1, 2, 3 («квадрат», «треугольник» и «разворот на 1800) выполняются по стандартной схеме, но имеют некоторые отличия в характере управляющих действий.


После плавного поворота руля в режиме «нулевой тяги», начальный момент вращения автомобиля создается коротким импульсом дросселирования, который тотчас прерывается, чтобы избежать продольного скольжения автомобиля. Далее разворот автомобиля продолжается по инерции, но для его поддержания требуется серия из двух или более импульсов дросселирования, в зависимости от требуемого угла заноса. Занос прекращается поворотом колес и уменьшением тяги. Полное прекращение тяги или избыточная тяга усилят динамику вращения. Как вариант реакции на занос может применяться действие: отпустить педаль акселератора и тотчас нажать на нее.


В связи с динамичным разгоном полного привода требуется элемент торможения перед выполнением маневра. Притом чем круче разворот, например на 1800, тем больше должна быть снижена скорость. При выполнении упражнения на чистом льду без шипов скорость снижается до 10 км/час, а в режиме начального обучения до 3-5 км/час.


Разворот «волчок» (№ 4) выполняется по аналогии с передним приводом на тех моделях, где возможна блокировка колес стояночным тормозом, не влияющая на работу переднего привода. На других моделях, где такие действия не предусмотрены конструкцией автомобиля упражнение трансформируется в маневр «вертушка» - безостановочное вращение на 2-3 оборота.


Для выполнения упражнения после трогания с места автомобиль посылается на дугу минимального радиуса. Для перевода его во вращение применяется короткий по времени и средний по оборотам импульс тяги с пробуксовкой колес. Затем тяга прекращается, чтобы избежать продольного скольжения. Во время паузы, продолжительностью около секунды продолжается инерционное вращение, которое усиливается переменной тягой. Автомобиль пробуксовывая всеми колесами переходит от движения по сокращающейся спирали к вращению на месте, притом ось вращения переходит через середину кузова. Во время вращения кроме переменного дросселирования применяется подруливание, чтобы сохранить поступательное движение вперед - по кругу.


«Полицейский разворот» (упражнение 5) выполняется по стандартной схеме (см. методику заднего привода), но следует учесть динамичный разгон полного привода.

На моделях с АКПП желательно до поворота руля перевести селектор в положение «0» (нейтраль) и включить «Д» (движение вперед) в заключительной фазе, после выравнивания колес. Можно выполнить разворот не включая «О», но между переключением с реверса на «Д» необходимо обозначить паузу, не менее 1,5 - 2,0 сек., а также обозначить торможение, применив для этого моментное нажатие на тормозную педаль, чтобы бортовой компьютер не воспрепятствовал переключению с «заднего хода» на «движение вперед».


Упражнение 6 «снос-выравнивание» выполняется по аналогии с передним приводом в вариантах с постоянной тягой на входе в поворот и с увеличением тяги при излишне повернутых колесах. При реакции на снос передних колес уменьшается тяга, но не прекращается полностью, чтобы не создать предпосылки для возникновения заноса задней оси. Основная задача упражнения - сформировать навык «парадоксального руления» (уменьшения угла поворота колес при их сносе с заданной траектории).


Упражнение 7 «Занос-выравнивание» выполняется по схеме «Змейка» линейная и смещенная, позволяя сформировать навыки стабилизации при последовательном увеличении угла заноса от минимального по амплитуде до критического. Управляющие действия приближены к технологии заднего привода, за исключением реакции педалью акселератора. Если на заднем приводе педаль отпускается полностью, то на полном приводе - частично, чтобы использовать при выравнивании тягу передних колес. Для многих водителей можно использовать более понятную психологическую схему - отпустить педаль и тотчас нажать, исключая мощную тягу с пробуксовкой всех колес.


Упражнение 8 «Стабилизация при ритмичном заносе» выполняется вначале без разметки, а затем в коридоре шириной 20-30 м. Технология выполнения аналогична заднему приводу и требует взрывных действий руками, позволяющих создать опережающую стабилизацию, чтобы ритмический занос не закончился неуправляемым вращением автомобиля. Учитывая динамичность полноприводных автомобилей и склонность к боковому скольжению в ответ на пробуксовку всех колес, следует посылать короткие импульсы пробуксовки и избегать длительных пауз «закрытого газа».


Упражнение 9 «Критический занос - выравнивание» проводится по схеме упражнения 7 на «Змейке» со смещением разметки на 5-10 м или упражнения 8 без разметки.

Вначале на размеченной трассе выполняются управляющие действия аналогичные упражнению 2 («Треугольник»), формирующие навыки активной безопасности - реакции на занос предельной амплитуды. Затем по схеме упражнения 8 («Ритмический занос») формируется «чувство критического заноса», т.е. водитель пытается определить ту грань потери устойчивости, после которой возникает вращение автомобиля или неуправляемое боковое скольжение. На этом этапе обучения не удается избежать ошибок и нужна полная безопасность (просторная площадка, отсутствие опасных препятствий и упоров, гарантия избежать контактов с другими обучаемыми, контроль скорости движения).


Упражнение 10 «Стабилизация автомобиля после вращения» выполняется после короткого интенсивного разгона на второй передаче. Начальный импульс для вращения создается либо «контрсмещением», либо «контрзаносом».

При контрсмещении автомобиль мягко отводится в сторону пртивонаправленную вращению при отпущенной педали акселератора. Затем руль перекладывается в сторону вращения и как только автомобиль начинает движение в поворот посылается короткий, но мощный импульс тяги. Затем тяга на мгновение прекращается, чтобы избежать продольного скольжения, а автомобиль реагирует начальным заносом. Чтобы его усилить следует мощный и продолжительный импульс тяги, вызывающий вращение автомобиля на 1800. Затем выполняются действия аналогичные «полицейскому развороту» (см. упражнение 5). Одновременно с выключением сцепления руль резко и непрерывно переводится в противоположное направление до положения упора. Автомобиль переходит от вращения вокруг передних колес во вращение вокруг задних. После вращения на 2700 руль переводится в положение «прямо», чтобы избежать чрезмерного вращения. Затем отпускается педаль сцепления и посылается дозированная тяга для выравнивания автомобиля по курсу.


Для автомобилей с отключаемым передним мостом разгон выполняется в режиме полного привода, затем отключается передний мост и посылается мощная тяга на задние колеса. Затем после вращения вновь подключается передний мост для стабилизации автомобиля.


На автомобилях с АКПП вместо выключения сцепления применяется отпускание педали акселератора.


Для автомобилей, позволяющих заблокировать задние колеса стояночным тормозом применяется технология переднего привода в начале маневра, затем тормоз отключается и продолжение вращения происходит при пробуксовке всех колес. Однако этот вариант не позволяет использовать блокировку дифференциалов. Вращение и последующая стабилизация происходит по упрощенной схеме, если включить межосевую и заднюю блокировки дифференциалов.


На покрытии с высоким коэффициентом сцепления требуется предварительное «раскачивание» задней оси по технологии ритмического заноса (см. упражнение 8).


Выполняя это упражнение на автомобилях с высокорасположенном центре масс и тем более на высокопрофильных шинах (например, на семействе Джипов) следует помнить, что боковой упор о препятствие (яма, бугор, насыпь и др.) может привести к опрокидыванию.


Упражнение 11 «Восьмерка в заносе» по технологии выполнения близка к упражнению 3 «Разворот в заносе», но в заключительной фазе разворота на 3600 резко прекращается тяга, что способствует возникновению заноса в другую сторону.

Этот момент используется для перевода автомобиля в разворот противоположной направленности. В отличии от упражнения 8 «Ритмический занос», где требуется реакция на занос, здесь используется технология «контрзаноса», т.е. вращательный импульс первой части упражнения используется как подготовительное действие для вращения в другую сторону.


Упражнение 12 «Эллипс» представляет собой фигуру миниипподромной трассы, состоящую из двух симметричных поворотов радиусом 50 м и переходных прямых. Технология выполнения включает в себя элементы разгона, торможения и прохождения поворотов. В поворотах последовательно отрабатываются способы прохождения вкатыванием, с дозированным соскальзыванием передних колес (см. методику переднего привода) и заноса (см. методику заднего привода). Для перевода автомобиля в управляемое скольжение используется либо прием «контрсмещение», либо «контрзанос».


Упражнение 13 «Управляемый занос» выполняется на круговой разметке с радиусом поворотов 10, 15 и 20 м.


Хотя упражнение характеризуется как дополнительное в программе подготовки, следует отметить его значимость для формирования различных технологий управления. Для малоподготовленных водителей рекомендуется освоение техники вкатывания с элементами дозированного и полностью управляемого соскальзывания передних колес. Для продвинутых водителей, успешно освоивших все элементы программы, предлагается освоение «баллистического» скольжения по аналогии с передним приводом, когда лимит скорости в повороте определяется углом поворота колес. При постоянной уравновешенной тяге автомобиль устойчиво преодолевает поворот по заданному радиусу. При избытке тяги автомобиль соскальзывает кнаружи, а на короткое прекращение тяги реагирует уводом внутрь дуги.


Программа высшего водительского мастерства (спортивный уровень) предполагает освоение методики управляемого скольжения в режиме максимальной тяги. Для выполнения автомобиль разгоняется до второй передачи и угол атаки (направление подхода к размеченному кругу) реализуется по траектории спирали с уменьшением радиуса движения. Коротким импульсом тяги автомобиль переводится в боковое скольжение, затем после паузы возникает занос задней оси. Сохраняя угол атаки, направленный внутрь круга, водитель переводит автомобиль в режим пробуксовки всех колес, добиваясь этим бокового скольжения по кругу. Основная задача - добиться равновесия в системе водитель-автомобиль-дорога. Эта задача решается переменным дросселированием в режиме максимального крутящего момента и подруливанием прямо направленных колес. При условии равновесия в системе автомобиль адекватно реагирует на руление (при повороте руля кнаружи - увеличивает, а при повороте внутрь уменьшает радиус движения).

Контрольное упражнение 14 «Экстренный объезд препятствия» может проводиться либо в форме «Переставка» - стандартной трассы, используемой при испытании автомобилей, либо в форме объезда поперечно расположенного препятствия (частокол разметочных конусов).

Режимы выполнения оговариваются заранее: вкатывание, частичный снос передней оси, боковое скольжение. Экстремальность условий создается скоростным режимом прохождения, для чего используется радар, либо другое устройство для измерения скорости в контрольной зоне.


Контрольное упражнение 15 «Экстремальное прохождение поворота» проводится либо на учебной размеченной трассе, либо в реальных условиях обледенелого поворота при гарантированном обеспечении безопасности и исключении возможности опрокидывания. В качестве контрольного элемента рекомендуется использование крутых поворотов категории 5 или 6 (см. главу 3, п. 3.1). Способ прохождения определяет водитель, но контрольный створ перед поворотом он должен преодолеть с заданной скоростью, либо с заданной скоростью, либо за лидирующим инструктором.

Спасибо сказали: 1
Критерием истины - является практика ! (с)
---
Difficult we made yesterday impossible we are making now!



#4 DEN102

DEN102

    Мастер

  • Пользователи-2
  • ****
  • 1 558 cообщений
  •   6  
  • Offline
  • Карточка
  • ЛС

Сообщение добавлено 26.12.2012, 7:39

Я читал вот эти книги, рекомендую. Но это теория, конечно очень полезная, а хотелось бы советов от опытных пилотов. Смотрел субару и гт-фор клубы, но там ребята на своих тачках похоже только по прямой пуляют, у них нет таких тем...

Цыганков Э.С.
"120 приемов контраварийного вождения"
Картинка форума ВАЗ.ЕЕ

ГОРБАЧЕВ М.Г.
ЭКСТРЕМАЛЬНОЕ ВОЖДЕНИЕ:ГОНОЧНЫЕ СЕКРЕТЫ
Картинка форума ВАЗ.ЕЕ
+1 сказали: 1





#5 Racer_102

Racer_102

    Ветеран

  • Пользователи-2
  • *****
  • 3 323 cообщений
  •   12  
  • Offline
  • Карточка
  • ЛС

Сообщение добавлено 26.12.2012, 7:59

Пытались тут давеча с кентом на Субару Легаси 115 л.с. АКПП угла давать на заснеженной взлётке, не даётся, либо сносит морду либо поворачивает... Кирик_турбо сказал потом научит как это делается...
Просто я не говорю, когда мне нечего сказать...
And if life is just a highway, then the soul is just a car




#6 Speed

Speed

    videograbber

  • Супермодераторы
  • *****
  • 6 094 cообщений
  •   18  
  • Offline
  • Карточка
  • ЛС

Сообщение добавлено 26.12.2012, 9:42

DEN102, а я читал Горбачева "Энциклопедия безопасного вождения в экстремальных ситуациях". В ней собрано две книги, все методы и приемы расписаны также и для полного привода.
http:// saab.one
YouTube: Saab one
Instagram: http://instagram.com/saab.one
Футболки и многое другое: http://saabone.printdirect.ru/



#7 RazzoR

RazzoR

    Ветеран

  • Пользователи-2
  • *****
  • 6 048 cообщений
  •   17  
  • Offline
  • Карточка
  • ЛС

Сообщение добавлено 26.12.2012, 9:54

Каждый тип полного привода "рулим" по-своему smile.gif Стоит начинать с этого.
http://toyota-club.net/files/faq/04-01-15_rem_t215.htm
http://toyota-club.net/files/faq/04-02-20_faq_4wd.htm
- какой тип у автора?

Сообщение отредактировал RazzoR - 26.12.2012, 9:57
Спортивные и тюнинговые подвески. На заказ. Под занижение. ТАЗы, иномарки.
http://www.drive2.ru/users/razzor/ http://vk.com/razzor_shocks
"Машина - это не человек, с машиной нужно обращаться с любовью" W.Rohrl



#8 Flint2101

Flint2101

    Ветеран

  • Пользователи-2
  • *****
  • 8 864 cообщений
  •   57  
  • Offline
  • Карточка
  • ЛС

Сообщение добавлено 26.12.2012, 11:14

Для адекватного и быстрого управления как и на ЗП нужны блокировки.
Если 4*4 с вискомувтой - я б вообще просто овощил в городе.
Если у вас есть свободное время и деньги - займитесь автоспортом, и у вас не будет ни того, ни другого (C)

https://vk.com/tdgracingteam



#9 Twix

Twix

    Ветеран

  • Модераторы
  • *****
  • 9 918 cообщений
  •   34  
  • Offline
  • Карточка
  • ЛС

Сообщение добавлено 26.12.2012, 11:21

Цитата
ГОРБАЧЕВ М.Г.
ЭКСТРЕМАЛЬНОЕ ВОЖДЕНИЕ:ГОНОЧНЫЕ СЕКРЕТЫ

много ошибок там находил
+1 сказали: 1
No MAF no problem (c)
Онлайн настройка январь 5.1, 7.2, sptronic



#10 DEN102

DEN102

    Мастер

  • Пользователи-2
  • ****
  • 1 558 cообщений
  •   6  
  • Offline
  • Карточка
  • ЛС

Сообщение добавлено 26.12.2012, 12:30

RazzoR, честный постоянный полный привод, меж осями - вискомуфта, с переди и с зади свободные диференциалы.

Flint2101, что имею на том и участвую, это интереснее чем пиво на диване пить wink.gif
+1 сказали: 1





#11 Speed

Speed

    videograbber

  • Супермодераторы
  • *****
  • 6 094 cообщений
  •   18  
  • Offline
  • Карточка
  • ЛС

Сообщение добавлено 26.12.2012, 12:58

Twix, какие ошибки? Помнишь примеры?
http:// saab.one
YouTube: Saab one
Instagram: http://instagram.com/saab.one
Футболки и многое другое: http://saabone.printdirect.ru/



#12 Twix

Twix

    Ветеран

  • Модераторы
  • *****
  • 9 918 cообщений
  •   34  
  • Offline
  • Карточка
  • ЛС

Сообщение добавлено 26.12.2012, 12:59

Speed, не, не помню, давно уже читал... Но понмю что грубые ошибки замечал...
No MAF no problem (c)
Онлайн настройка январь 5.1, 7.2, sptronic



#13 Speed

Speed

    videograbber

  • Супермодераторы
  • *****
  • 6 094 cообщений
  •   18  
  • Offline
  • Карточка
  • ЛС

Сообщение добавлено 26.12.2012, 13:06

Twix, просто я как раз прочитал его книгу
Картинка форума ВАЗ.ЕЕ
Больше вчитывался про ПП и ЗП, не заметил ничего криминального.
http:// saab.one
YouTube: Saab one
Instagram: http://instagram.com/saab.one
Футболки и многое другое: http://saabone.printdirect.ru/



#14 Flint2101

Flint2101

    Ветеран

  • Пользователи-2
  • *****
  • 8 864 cообщений
  •   57  
  • Offline
  • Карточка
  • ЛС

Сообщение добавлено 26.12.2012, 13:16

Цитата(DEN102 @ 26.12.2012, 13:30) *

Flint2101, что имею на том и участвую, это интереснее чем пиво на диване пить wink.gif

я это вот к чему:
Цитата
Основные проблемы - трудно заправить авто в поворот, либо слишком медленно, либо снос всех колес

bk.gif
Если у вас есть свободное время и деньги - займитесь автоспортом, и у вас не будет ни того, ни другого (C)

https://vk.com/tdgracingteam



#15 Twix

Twix

    Ветеран

  • Модераторы
  • *****
  • 9 918 cообщений
  •   34  
  • Offline
  • Карточка
  • ЛС

Сообщение добавлено 26.12.2012, 13:21

Speed, не, я не про эту книгу. А вот про эту
Картинка форума ВАЗ.ЕЕ
No MAF no problem (c)
Онлайн настройка январь 5.1, 7.2, sptronic



#16 DEN102

DEN102

    Мастер

  • Пользователи-2
  • ****
  • 1 558 cообщений
  •   6  
  • Offline
  • Карточка
  • ЛС

Сообщение добавлено 26.12.2012, 15:51

Twix, не заметил там дикого криминала, да и не профессионал я чтобы судить таких людей. Хотя давно читал, тогда опыта соревнований вообще не было.

Flint2101, я думаю существуют приемы вождения и для моего авто, надо больше тренироваться, экспериментировать и засекать время. Хотелось получить все на блюдечке, придется рожать самому smile.gif





#17 Agassy

Agassy

    Мастер

  • Модераторы
  • ****
  • 1 525 cообщений
  •   35  
  • Offline
  • Карточка
  • ЛС

Сообщение добавлено 26.12.2012, 16:25

Выскажу, свое имхо...
Горбачев, немного не дотягивает до Цыганкова..потому возможно, что у него могут быть и ошибки...
еще раз... все сказанное выше имхо!
Критерием истины - является практика ! (с)
---
Difficult we made yesterday impossible we are making now!



#18 RazzoR

RazzoR

    Ветеран

  • Пользователи-2
  • *****
  • 6 048 cообщений
  •   17  
  • Offline
  • Карточка
  • ЛС

Сообщение добавлено 26.12.2012, 20:23

Цитата
честный постоянный полный привод, меж осями - вискомуфта

это нечестный. Вискомуфта -
Цитата
я б вообще просто овощил в городе.


За машины с Torsen'ом могу сказать, что варианта управления по сути 2. И зависят от зацепа. Можно контрухами, а можно посадить на дугу и ехать на заднем внешнем колесе.
Спортивные и тюнинговые подвески. На заказ. Под занижение. ТАЗы, иномарки.
http://www.drive2.ru/users/razzor/ http://vk.com/razzor_shocks
"Машина - это не человек, с машиной нужно обращаться с любовью" W.Rohrl



#19 DEN102

DEN102

    Мастер

  • Пользователи-2
  • ****
  • 1 558 cообщений
  •   6  
  • Offline
  • Карточка
  • ЛС

Сообщение добавлено 27.12.2012, 8:09

RazzoR,
Ссыль - http://toyota-club.net/files/faq/04-02-20_faq_4wd.htm
По этой ссылке у меня "Стандартная схема STD I", но кнопки "C.DIFF AUTO" нет, блокировка межосевого дифференциала осуществляется многодисковой гидромеханической муфтой в автомотическом режиме.

Я по незнанию многодисковую гидромеханическую муфту назвал вискомуфтой.

Вчера валил снег, решил покрутить пятаки на площадке, после очередных неудач начало получаться. Дрифтить только надо не как на зп, выворачивая колеса в сторону заноса, а направляя колеса в сторону центра пятка с небольшим отворотом в сторону заноса. По освоившись выписывал в заносе восьмерки, перекладывая авто с одного бока на другой.





#20 DEN102

DEN102

    Мастер

  • Пользователи-2
  • ****
  • 1 558 cообщений
  •   6  
  • Offline
  • Карточка
  • ЛС

Сообщение добавлено 28.12.2012, 13:24

Вот тут все книги Цыганкова + его же статьи - http://www.cvvm.ru/articles

Там и про управляемый занос на 4*4 есть wink.gif Прочитав как это надо делать и вспомнив как это делал я, понял что сам дошел до правильных приемов управления.






  • Авторизуйтесь для ответа в теме

1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)