Цитата(Ganzales @ 24.6.2008, 0:34)
так быстро спалить колонку (она проработала на максимуме секунд 10 всего). Кстати, можешь поподробнее, что за регулировка на усилке такая где от 0.3 до 8 V можно выбирать?
Гейн - Gain - как раз и указывает усилку, какой вольтаж ему подадут на входе, грубо говоря, указвает на его чувствительность. То есть чем на меньшее значение установлен гейн, тем на большую чувствительность усилитель настроен и наоборот. То есть минимально - 8В, максимально 0.3В.
Пример. Пусть мощность усилка 100 Вт на канал на 4 Ома, а голова дает 0..2В на выходе.
-Ставим гейн на 2В. Получаем на выходе усилителя:
При громкости на голове 50% - 10В и 25Вт чистого сигнала.
При громкости на голове 100% - 20В и 100Вт чистого сигнала. Это динамикам может не понравиться - для компоненток это чаще всего уже предельные условия. Большинство 6" компоненток долго и безболезненно переносят не более 50Вт/канал.
-Ставим гейн на 4В. Получаем на выходе усилителя:
При громкости на голове 50% - 5В и 6,25Вт чистого сигнала.
При громкости на голове 100% - 10В и 25Вт чистого сигнала.
-Ставим гейн на 1В. Получаем на выходе усилителя:
При громкости на голове 25% - 10В и 25Вт чистого сигнала.
При громкости на голове 50% - 20В и 100Вт чистого сигнала.
При громкости на голове 100% - куда более интересная картина - усилитель попытается выдать 40В и 400Вт уже искаженного(!) сигнала, но его БП явно недостаточно для такой мощности, хотя некоторый запас (у приличных производителей) все же имеется... Получаем на фоне клиппирования по полной программе такой коэффициент искажений, который сравним с самим сигналом, в результате чего динамики сделают "пых" за несколько секунд. Аллес.
Если БП усилка больше 100Вт конструктивно вообще не тянет, то получаем охрененно искаженный хрипящий и нозящий звук. Зато динамики смогут прожить от нескольких минут до нескольких часов. В любом случае усилитель будет работать в предельном режиме и при выживании динамиков (например, СПЛ-ный саб вместо 6" мидбасов подключен) будет или отрубаться по перегрузке/перегреву, либо сдохнет рано или поздно.
Так что все просто. В общем случае, конечно.
Почему гейн на усилке выбирается в таких диапазонах? Ведь, казалось бы, достаточно поставить его в соответствие с вольтажем линейников головы и все... А вот и нет.
Примеры с тем же усилком.
Цепляем на выходе мостом саб с заявленной перевариваемой мощностью 150Вт на 4Ома.
-Гейн 2В, громкость головы 100%. В мосту усилитель попытается выдать 40В и 400Вт чистого сигнала. Саб мог бы сдохнуть, если бы усь столько ему вдул. Но БП большинства бюджетных усилителей на такие подвиги не способны, ибо тогда получается, что вместо 4х100=400Вт блок питания должен обеспечить 2х400=800Вт. Потому получаем просадки звука при воспроизведении, перегрев усилителя и повышенные искажения.
-Ставим гейн 3.3В - получаем на громкости головы 100% 24.3В и 147.9Вт чистого сигнала. Вроде и волки сыты и овцы целы. Фигвам.
....Сабовый диапазон хоть и энергоемкий, но малый по диапазону и составляющей общего спектра, да еще в разных музыкальных жанрах. Так что реальная мощность сигнала, подаваемая на саб, много меньше мощности всего спектра, гейна можно добавить...
....Еще - полный импеданс сабового динамика в районе резонансной (а сабовый диапазон как раз вокруг резонансной частоты саба) далеко не 4Ома, а может быть и 20Ом, например. Получается при гейне 2В и громкости 100% сабу достается 40В но всего 80Вт. Если поставить гейн 1В, то на катушку саба при 100% громкости прилетит 320Вт (что БП усилка может и выдать), но при том и аж 80Вольт жутко клиппированного сигнала! Такая фишка из катушки сразу сделает обогреватель... Правда, очень ненадолго.
Надо балансировать между техническими и мощностными возможностями усилителя, искажениями, живучестью динамика и его отдачей...
Так что обычно гейн подбирается для каждого случая персонально, а сабовым может служить далеко не всякий усилитель...
Цепляем двухполоску поканально.
-Пищалка при 100Вт гарантированно сдохнет, на нее ставим гейн 4, может, 6В. (естественно, режем в ее диапазоне)
-На мидбас - 2В. Где-то так.
Еще одно. Практически любая голова на громкости за 90% дает повышенные искажения. Т.е. на 100% ее слушать смысла нет. Берем акустику с номиналом 50Вт и решаем подключить ее все к тому же усилку так, чтобы обеспечить наименьший уровень искажений и прочих проблем. Считаем, что голова с 95% начинает безбожно врать. Т.е. дальше этого громкость не крутим. Итого на выходе головы 1.9В. Получаем 19В и 90.25Вт на акустику. Решаем, что многовато, ставим гейн 2.7В, получаем 14В, 50Вт. Зер гут.
Но это все теория - идеальные случаи. Практика корректирует их тем, что:
Чутье динамиков разное.
Мощность усилителей и их БП - разные.
Коэффициенты искажений - разные.
Уровень аудиозаписей разный на разных дисках. (Громкость может быть 100%, а на выходе - 1.5В)
Сам диапазон аудиозаписи - в идеале 100дБ. (Это очень дофига - некоторые звуки передаются сигналами в 2В, а некоторые - милливольтами).
и т.д. и т.п., причем этого "т.п." - очень дофига.
Вкратце ежли по цифиркам - где-то так.