Форсирование двигателя Запорожца (МеМЗ)

Автор темы Валера-45, 15.3.2008, 15:59

  • Авторизуйтесь для ответа в теме

#81 igorich-33

igorich-33

    Ветеран

  • Пользователи-2
  • *****
  • 4 581 cообщений
  •   13  
  • Offline
  • Карточка
  • ЛС

Сообщение добавлено 4.7.2023, 16:19

* Цитата (Vityok @ 4.7.2023, 10:57)

Интересный бортовик про особенности конструкции и возможные доработки Жоперского двигателя

https://www.drive2.ru/r/zaz/968/51634523000...G4KgJh4UVYIHkyg

самый полные доработки мемза - у совжести. очистка масла, охлаждение маслом и масла, отопитель от масла, соврменный привод сцепления, гидрокомпенсаторы, доп.подвод масла, всего не упомнишь
+1 сказали: 3
всё выше - имхо

Из дерьма конфеты красивые, но невкусные получаются. Супра никогда не станет Феррари. Вы начали интересоваться кишками атомобилок год назад, а весь мир более 100 лет назад, и все хотят построить автомобиль Мечты



#82 Vityok

Vityok

    Гипнокот

  • Супермодераторы
  • *****
  • 29 733 cообщений
  •   41  
  • Offline
  • Карточка
  • ЛС

Сообщение добавлено 2.11.2023, 10:02

Статья из "За рулем" № 12 1986

Обратите внимание на предпоследний абзац - про перспективные на тот момент модели двигателей воздушного охлаждения


«ВОЗДУШНИКИ» ПРОДОЛЖАЮТ ЖИТЬ
Более двух миллионов автомобилей «Запорожец» и ЛуАЗ находятся сейчас в эксплуа-тации. Свыше двух с половиной миллионов силовых агрегатов с двигателями воздушного охлаждения — «воздушников» — выпустил для них мелитопольский моторный завод (МеМЗ). О возможной взаимозаменяемости, о перспективах их дальнейшего выпуска рас-сказывает заместитель главного конструктора мелитопольского моторного завода Т. А. РЕППИХ.
Для решения вопросов применяемости и взаимозаменяемости необходимо прежде всего знать, что все силовые агрегаты МеМЗ построены на двух базовых моделях двигате-лей: с диаметром цилиндра 72 мм — МеМЗ — 966 и 76 мм — МеМЗ — 968. Основные раз-личия между базовыми моделями — в рабочих объемах и межцентровых расстояниях валов коробок передач. Рабочий объем двигателя МеМЗ — 966 и его последуюш;их модификаций равнялся 887 см3 (72X54,5 мм), а мощность изменялась от 27 до 30 л. с. (20 — 22 кВт) при 4000 — 4200 об/мин.
У коробки передач МеМЗ— 966 и ее модификаций присоединительные размеры, пе-редаточные числа главной пары оставались все годы одинаковыми, что обеспечило их вза-имозаменяемость, кроме коробок передач, предназначенных для работы с электромагнит-ным механизмом сцепления. Исключение составляет также последняя модификация сило-вого агрегата — МеМЗ — 966Г, выпуск которой начат в 1979 году. В этих двигателях из-менена система охлаждения: воздух нагнетается в развал цилиндров, в то время как во всех предыдущих вариантах этой размерности вентилятор, наоборот, отсасывает воздух через ребра цилиндра и головок.
В этой модификации, кроме вентилятора и его направляющего аппарата, изменялись коленчатый вал, масляный насос и масляный радиатор, но для них сохранена поузловая взаимозаменяемость с предыдущими вариантами. Рабочее колесо вентилятора взаимозаме-няемо с колесом модели МеМЗ — 968. Усовершенствованиями системы охлаждения уда-лось снизить теплонапряженность двигателя и тем самым увеличить его надежность. Свою роль в этом сыграло также повышение давления масла в магистралях.
Для того чтобы поставить агрегат МеМЗ — 966Г в «запорожцы», моторный отсек ко-торых предназначен для двигателей с системой охлаждения «на отсос» (автомобили выпус-ка до 1979 года), необходимы некоторые доделки. Подробно они описаны в журнале (1980, № 4) и сводятся к укорочению воздухопроводов 966-5224014/15 до 50 — 70 мм от плоско-сти крепления их к кузову автомобиля и замене нижнего брызговика.
Коробка передач, агрегатированная с двигателем МеМЗ — 966Г, снабжена механиз-мом выключения сцепления с гидравлическим приводом. В запасные части поставляется также коробка передач с механическим приводом сцепления для автомобилей, выпущенных до 1979 года; ее индекс 966Г-1 700010-10. Выпуск силовых агрегатов модели МеМЗ — 966Г постепенно сокращается, они заменяются агрегатами МеМЗ — 968 или его последующими модификациями.
Силовой агрегат МеМЗ — 968 спроектирован с таким расчетом, чтобы его можно бы-ло установить на автомобили «Запорожец» и ЛуАЗ как предыдущих, так и последующих моделей, поэтому его конструктивная схема сохранена. Двигатель модели МеМЗ — 968 и его модификации имеют рабочий объем 1198 см® (76Х 66 мм, мощность 40 л. с./29 кВт при 4200 об/мин). Такие параметры обеспечили значительное улучшение тягово-скоростных качеств автомобилей. В коробке передач увеличено расстояние между осями валов, изме-нены передаточные отношения, усилены шестерни и подшипники. Все вместе взятое уве-личило надежность агрегата. Его ресурс вырос до 125 000 километров пробега. Силовой агрегат МеМЗ — 968 в течение ряда лет подвергался модернизации, но взаимозаменяемость основных деталей и узлов как двигателя, так и коробки передач сохранена, что упрощает ремонт и снабжение запасными частями.
С 1970 по 1972 гг. выпускался двигатель МеМЗ — 968 А мощностью 45 л.с./34 кВт, достигнутой повышением степени сжатия до 8,4. Это требовало применения бензина АИ-93. Опыт эксплуатации показал, что владельцы автомобилей «Запорожец» с таким двигате-лем предпочитают пользоваться бензином А-76, и выпуск модели МеМЗ — 968 А прекра-тили.
В 1980 году был начат выпуск двигателя МеМЗ — 968Б, отличавшегося комплектаци-ей: двухкамерным карбюратором типа ВАЗ — 2101 в специальном исполнении в сочетании с воздушным фильтром оригинальной конструкции и измененным впускным коллектором. Эта модель производилась небольшими сериями и шла главным образом на экспорт. Как выяснилось в ходе эксплуатации, известные преимущества автомобиля с двухкамерным карбюратором в динамических качествах не компенсировали, по мнению владельцев, ухудшения экономичности, поэтому они предпочитали более экономичный вариант — с однокамерным карбюратором. В 1982 году выпуск мотора МеМЗ — 968Б прекращен.
С 1983 года выпускается модификация МеМЗ — 968Н, оснащенная карбюратором К—133 с экономайзером принудительного холостого хода, которая сходит с конвейера и в настоящее время.
Специальная модификация агрегата МеМЗ — 968 — ее индекс МеМЗ — 969 — пред-назначена для комплектации автомобилей ЛуАЗ. Ее главное отличие — коробка передач, имеющая пятую понижающую передачу и автономный редуктор заднего хода. Большинство деталей в моторах МеМЗ — 968 и «969», подвергшихся изменениям, также взаимоза-меняемы полностью или частично, так как увеличение их надежности достигалось, как пра-вило, применением более высококачественных материалов, усовершенствованием техноло-гии термо- или механообработки и реже — изменением конструкции.
Примером может служить коленчатый вал, надежность которого повышена в резуль-тате изменения процессов плавки и модифицирования чугуна. Износостойкость торцев тол-кателей обеспечена наплавкой на них слоя из специального сплава с последующим фосфа-тированием толкателей и кулачков распределительного вала.
В редких случаях утраты взаимозаменяемости завод выпускает в запасные части де-таль или узел — под сборку как прежней, так и измененной конструкции.
Непрерывная модернизация позволила заводу увеличить ресурс силовых агрегатов семейств МеМЗ — 966 (30 л. с) с 50 до 100 тысяч километров и срок гарантии — с 10 до 20 тысяч километров пробега в течение 12 месяцев. Для 40-сильных агрегатов семейства МеМЗ — 968 ресурс увеличен со 100 до 125 тысяч километров и срок гарантии — с 15 до 20 тысяч километров пробега в течение 20 месяцев. Изменения в конструкции силовых аг-регатов МеМЗ достаточно подробно освещались на страницах журнала (1978, № 6; 1980, № 4; 1983, № 10, а также в разделе «Справочная служба»).
В двенадцатой пятилетке мелитопольскому моторному предстоит решить трудные за-дачи. С одной стороны, идет подготовка производства силового агрегата МеМЗ — 245 со-вершенно новой конструкции, предназначенного для перспективного переднеприводного автомобиля ЗАЗ — 1102 — с двигателем, имеющим жидкостное охлаждение. С другой — предстоит дальнейшая модернизация и подготовка производства новых модификаций дви-гателей с принудительным воздушным охлаждением. Ведь их известный недостаток — шумность не зачеркивает и определенных преимуществ, в первую очередь простоты кон-струкции в сравнении с имеющими жидкостное охлаждение.
Придерживаясь основного принципа взаимозаменяемости модернизированных сило-вых агрегатов с предшественниками, завод исходит из необходимости обеспечить владель-цев автомобилей «Запорожец» и ЛуАЗ, приобретенных в 70 — 80-е годы, двигателями и коробками передач улучшенного качества взамен прежних на случай, если владельцу этих автомобилей пожелают «пересадить сердца» на своих машинах. Во все возрастающем ко-личестве будем изготавливать запасные части к двигателям и коробкам передач прежних выпусков, с тем чтобы в 1987 — 1988 гг. достичь полного удовлетворения заявок торгую-щих организаций.
Тем, кто уже пользуется машинами запорожского и луцкого заводов, небезынтересно будет знать, как в дальнейшем намечено улучшить конструкцию силовых агрегатов МеМЗ. Следует сразу сказать, что трансмиссии автомобилей «Запорожец» и ЛуАЗ, по нашему мнению, конструктивно надежны, и поэтому не предполагается серьезно модернизировать их, а ограничиться некоторыми конструкторско-технологическими мерами.
Со стороны потребителей есть еще претензии к двигателю: жалобы на недостаточную долговечность привода механизма газораспределения, низкую надежность стартера, каче-ство карбюратора. Нередки случаи преждевременного износа цилиндро-поршневой группы, особенно у двигателей, воздушные фильтры которых изготовлены с дефектами. Это осо-бенно остро сказывается при езде по проселочным пыльным дорогам или при больших ин-тервалах между чистками фильтра. Чтобы исключить такие дефекты, как негерметичность «чистой» полости, унос масла, на заводе принимаются самые серьезные меры. Для увели-чения срока службы привода распределительного вала в ближайшее время текстолитовая шестерня будет заменена металлической.
Всего с 1983 года введено более 20 конструкторских улучшений силового агрегата. В частности, мы уже упоминали карбюратор К — 133 с электронным управлением принуди-тельным холостым ходом и рециркуляцией топлива при заполнении поплавковой камеры. Его установка позволила снизить расход топлива в городских условиях на 4 — 6%, обеспе-чить хорошие пусковые качества, исключить образование паровоздушных пробок в жаркое время года. Введены резисторные вставки в наконечниках свечей, что обеспечило сниже-ние уровня радиопомех. Дополнительную опору получил вал привода распределителя, уве-личена подача масла к паре шестерен, приводящих масляный насос и распределитель: зна-чительно повышена их надежность, синхронность искрообразования. Практически исклю-чены такие дефекты, как заедание уравновешивающего механизма, износ торца толкателя и сферы наконечника штанги (здесь применена сталь 15Х). Надежность механизма сцепления повышена применением фрикционных накладок из материала марки «321-24», износостой-кость которого в 1,5 раза выше, чем применявшегося ранее. Изменено уплотнение полуосей с целью исключить проникновение грязи в коробку передач, вызывавшее преждевремен-ный выход из строя подшипников и синхронизаторов. Для герметизации большей части разъемов внедрены прокладки многоразового пользования из уплотнительного материала БР-1 и ряд других усовершенствований. В процессе конструкторской проработки и подго-товки производства — еще около 20 мероприятий, направленных на повышение качества и надежности моторов.
Наряду с усовершенствованием серийных двигателей мы планируем в 1987 — 1988 гг. освоить их модификации повышенной мощности (44 и 47 л. с.), достигаемой увеличением рабочего объема до 1303 и 1404 см3 (диаметр цилиндра соответственно 79 и 82 мм). За исключением цилиндров, поршней и поршневых колец, эти двигатели будут полностью взаимозаменяемы с ныне выпускаемыми и при желании владельца могут быть поставлены в любой «Запорожец» или ЛуАЗ.
Таким образом, объем конструкторского и технологического задела позволяет нам наряду с подготовкой производства двигателя новой модели удовлетворять интересы тех, кто ездит на хорошо известных машинах нашей марки с воздушным охлаждением.
Для человека нет ничего невозможного, но цель должна оправдывать средства.

За дверью, в курилке, слышны голоса Васи Кравченко и Панина, Вася пытается пересказать какой-то сюжет, связывая слова и предложения союзом "бля".
Д. Корецкий, "Секретные поручения"




  • Авторизуйтесь для ответа в теме

1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)