Правила движения: Строгость неравенства Вячеслав Лысаков
29.03.2007, №55 (1829)
--------------------------------------------------------------------------------
Прошло первое чтение поправок в КоАП. Их суть проста: в среднем в 10 раз поднять суммы штрафов и усилить ответственность водителей, попробовав тем самым резко улучшить ситуацию на дорогах. В конце апреля пройдет второе, а затем и третье чтение. Могут быть внесены изменения в поправки и довольно существенные, возможно, они останутся как есть.
Спору нет, водительская дисциплина низка. Но будут ли откровенные дорожные хамы, коих меньшинство, наказываться, а не откупаться, как обычно? Удастся ли переломить ситуацию, вводя драконовские меры против всех? Законодателям хватило ума отказаться от штрафных баллов. В окончательной редакции поправок уменьшились сроки лишения прав, количество лишенческих статей и некоторые суммы штрафов. Но осталось то, что делает эти поправки сомнительными.
Например, вилки в наказании. Не должно быть у инспектора ДПС возможности для толкования правонарушений, интерпретации закона, тем более при нынешней коррупционности ГАИ, с которой никто не хочет бороться с таким же энтузиазмом, как с водителями. При этом ДПС предлагают дать еще большие полномочия. Сейчас за неостановку по требованию инспектора грозит штраф 200-500 руб. В новой редакции 2000-2500 руб. или лишение прав на 1,5-2 года. Доказать факт попытки остановки, как и его отсутствие, невозможно слово на слово. Чью сторону выберет мировой судья в случае судебного разбирательства, гадать не приходится. Идеальная поправка для оборотней в погонах. Это ненаказуемо обвинить водителя в неостановке и радостно сообщить о перспективах лишения прав. Слабые духом предпочтут расстаться с деньгами на месте, чем терять время в судах и рисковать отлучением от руля на пару лет. Это коррупционная и провокационная поправка, которая также мгновенно повысит количество грабежей, убийств и насилия на дальних трассах. Водители, опасаясь потери прав, будут останавливаться даже в случае подозрений в подлинных намерениях человека в форме, которую сейчас несложно купить для криминальных дел. С таким риском сталкиваются и дальнобойщики, и обычные автолюбители. Риск этот возрастет многократно. Эта поправка плоха не только вилкой она сама по себе явно не продумана.
Возможность интерпретировать степень наказания это путь к мздоимству. Против вилок высказался известный адвокат Генри Резник, с которым мне довелось в минувшее воскресенье пересечься в эфире Радио Свобода. Резник принципиально против поправок, о чем и написал в Госдуму письмо в числе 20 членов Общественной палаты.
Эмоциональные обвинения водителей в росте ДТП зачастую не учитывают огромный ежегодный прирост автопарка, плохие дороги, опасные для жизни отечественные машины, слабую подготовку водителей, широкие возможности покупки прав и то, что причиной 70% смертей при ДТП является неоказание экстренной медицинской помощи.
Неотвратимость наказания и равенство всех перед законом эффективнее строгости. Если бы министры, сотрудники милиции, депутаты, ратующие за поправки, сами соблюдали ПДД, а в случае их нарушения платили штрафы, то обалдевшие от такого европейского равенства рядовые водители и без огромных штрафов резко улучшили бы самодисциплину на дорогах. Может, с этого и надо было начать?
Автор председатель межрегиональной общественной организации автомобилистов Свобода выбора
[color=#339999]Ожидая головокружительного успеха модели "Калина", Волжский автозавод приступил к разработке моделей "Кололла", "Клаун" и "Камли".[/color]